Портреты из-за колючей проволоки
Николай
Андреевич-Абрамович Миллер был одним из крупнейших художников сталинского
ГУЛАГа 40-50 гг. XX века. Он родился 1 мая 1922 года в станице Алексеевская
Тихорецкого района Краснодарского края в семье мастера-краснодеревщика,
немецкого колониста Андрея-Абрама Миллера и кубанской казачки с
красивым певучим именем Василиса. В тот день станица получила будущего
художника и трактор "Фордзон". Дружную трудолюбивую семью в тридцатые
годы начинает преследовать какой-то рок: раскулачили братьев Василисы
и семья, лишенная крова, перебирается в начале в Тихорецк, где снимает
комнату, а затем в Сочи. Там сестра Оля получила комнату в санатории,
где работала медицинской сестрой.
Потомок немцев-колонистов. В 1940
году окончил школу с золотой медалью, мечтал стать художником. Пришла
война. На фронте командовал взводом, попал в плен. Работал переводчиком
в лагере русских военнопленных. Это ему поставили в вину, когда
в 1945-м возвратился на Родину и поступил учиться в Рижскую академию
художеств. В 1948 году забрали: 25 лет лагерей с поражением а правах.
«Кстати, над нашей семьей вообще тяготел какой-то рок», рассказывал
Николай Андреевич. Первыми ушли в безвестность два родных брата
матери, кубанской казачки. Сгинули дядья. В 1938-м был расстрелян
отец — старый большевик, комиссар по снабжению в гражданскую. Затем
забрали старшего брата Андрея, отличника и гордость Ростовского
института железнодорожного транспорта. И пропал он где-то в Ухте.
Младший брат Володя совсем юным погиб па фронте. «Такой вот печальный
итог», говорит Николай Андреевич.
Арестовывают старшего брата, студента
Ростовского железнодорожного института. Последнее его письмо - из
депо Усть-Ухты. Дальнейшую судьбу Андрея выяснить не удалось. Арестовали
и бывшего комиссара продовольствия, большевика Андрея-Абрама. 20
лет спустя Николай узнал, что отца расстреляли. Младший брат Володя
пацаном еще ушел на фронт, где и погиб.
Способности к рисованию проявились
у Коленьки (как все его звали а детстве) довольно рано. Первой его
наградой были акварельные краски, подаренные учительницей начальных
классов, которая сделала все возможное, чтобы развить талант ученика.
Учился он легко. С удовольствием читал. Единственной ценностью,
что семья вывезла из станицы, был томик Брокгауза и Эфрона - самая
любимая книга - откуда Коленька срисовывал картины известных художников.
Школу будущий художник закончил с золотой медалью. Мечтал об училище
искусств. Но вышел указ о призыве в армию с IS лет. А так как I8
ему исполнилось 1 мая, то он попал не в училище искусств, а в пулеметное.
Был 1940 год. Летом 1941 года учеба закончилась, началась война.
Тяжело раненый Николай попал в плен, где его спас немец-врач. Язык
Коля знал с детства и был переводчиком в лагере военнопленных. Кто
знает, может и жив кто-то, кого Миллер учил с помощью крапивы становиться
больным чесоткой? Кому-то это спасло жизнь.
Вернулся из плена в 1945 году, поступил
в Рижскую академию. А в 1948 Г его арестовали, за 5 минут вменив
в вину плен. Приговор был суров. 25 лет лагерей плюс 5 лет поражения
в правах. И Миллер оказался на з емле Коми. Так на земле Коми появился
художник и скульптор Николай Миллер. Заключенные в лагерях получали
иногда посылки. Миллеру посылок и писем никто не слал. Сидел он
без права переписки и родных своих - мать и сестру нашел лишь через
17 лет. Утром Николаи ходил на общие тяжелые работы - валил лес,
строил железную дорогу, копал мерзлую землю. Вечером писал чудные
наши северные пейзажи для лагерного начальства. .
Ночью, прекрасной белой ночью, как
будто подаренной ему за все муки Коми краем, истово рисовал самолично
обожженным углем и сангиной и кистью из собственных волос на посылочных
холстах портреты лагерных своих однобедцев. Вел с ними философские
беседы, за что и прозван был Гегелем. За те портреты Миллер не раз
бывал наказан, не раз сиживал в карцере. В 1956 году Миллера освободили,
судимость сняли. В 1957 году он едет в Ригу, в академию. Увы - поздно,
1 мая ему исполнилось 35 лет. Николай возвращается в Москву, заканчивает
институт иностранных языков. Преподает в Технологическом институте.
Затем работает художником-оформителем на ВДНХ и в Загорских художественных
мастерских, принимает участие в восстановлении церкви в Новой Деревне,
где настоятелем был отец Александр Мень. Бережно хранит он около
двухсот портретов заключенных, выполненных в сталинских лагерях
на оберточной бумаге углем, мелом, сангиной. Пишет воспоминания.
Пишет серию работ "Русь златоглавая". В 1988 году его разыскали
энтузиасты Московского Мемориала и начинается вторая жизнь рисунков
художника Миллера. Он много ездит по Республике Коми, встречается
с молодежью, интеллигенцией, бывшими узниками сталинских застенков.
Выставки его особенные: графика мощная, глубокая, выразительная,
классически-благородная. Каждый портрет-судьба. Каждый портрет-характер.
Надолго запоминаются работы: "Казак", "Пророк", "Полонез Огинского",
"Отец Сергий". Живопись в стиле романтического классицизма. С тоишь
перед полотном - и, кажется, оно тебя поглощает, окутывает. И вот
ты на берегу красавицы Вычегды, или любуешься маками у лагерного
барака, или дышишь холодным прозрачным воздухом осени, окруженный
чуть пожухлой золотой листвой. Таковы работы : "Вычегда", "Маки",
"Осенний пейзаж". Но самое замечательное - это сам художник. Привлекает
его талант, обаяние, глубина его философских взглядов, энциклопедическое
образование, дар предвидения и великий дар рассказчика. Гегель писал:
"Тайна счастья - это возможность выходить за пределы своего "я".
В этом был весь Миллер. Земля Коми бережет работы скульптора. В
Ижме, Сосногорске, Ухте, Инте, Кулое до сих пор сохранились барельефы
и интерьеры домов культуры, депо, техникума железнодорожного транспорта,
выполненные талантливыми руками Миллера. Его работы есть в музеях
Инты, Ухты, и Москвы. Земля наша подарила ему возможность творить
даже в застенках сталинских лагерей. Подарила в осеннюю пору его
жизни последнюю любовь, верных друзей: журналиста и поэта В. Демидова,
художника Б. Блощинского, доктора И. Тейтельбаума, писателя В. Булычева
и признание его как человека, скульптора, художника и философа.
Человек вселенной, художник Николай Андреевич-Абрамович Миллер ушел
из жизни 12 апреля 1993 года в День космонавтики. Через три дня
после его похорон варварски разграбили и сожгли его богатейшую библиотеку
и подмосковный дом. Виновников не нашли. Похоронили его в Новой
Деревне, у той церкви, что он восстанавливал и где священником служил
А.Мень.
Н.Черепанова М.Никитинская.
г. Ухта 1998 год.