Главная
 Биография Рисунки
Портреты
Книга отзывов

Страницы жизни

Img9.jpg

Портреты из-за колючей проволоки

     Николай Андреевич-Абрамович Миллер был одним из крупнейших художников сталинского ГУЛАГа 40-50 гг. XX века. Он родился 1 мая 1922 года в станице Алексеевская Тихорецкого района Краснодарского края в семье мастера-краснодеревщика, немецкого колониста Андрея-Абрама Миллера и кубанской казачки с красивым певучим именем Василиса. В тот день станица получила будущего художника и трактор "Фордзон". Дружную трудолюбивую семью в тридцатые годы начинает преследовать какой-то рок: раскулачили братьев Василисы и семья, лишенная крова, перебирается в начале в Тихорецк, где снимает комнату, а затем в Сочи. Там сестра Оля получила комнату в санатории, где работала медицинской сестрой.
     Потомок немцев-колонистов. В 1940 году окончил школу с золотой медалью, мечтал стать художником. Пришла война. На фронте командовал взводом, попал в плен. Работал переводчиком в лагере русских военнопленных. Это ему поставили в вину, когда в 1945-м возвратился на Родину и поступил учиться в Рижскую академию художеств. В 1948 году забрали: 25 лет лагерей с поражением а правах. «Кстати, над нашей семьей вообще тяготел какой-то рок», рассказывал Николай Андреевич. Первыми ушли в безвестность два родных брата матери, кубанской казачки. Сгинули дядья. В 1938-м был расстрелян отец — старый большевик, комиссар по снабжению в гражданскую. Затем забрали старшего брата Андрея, отличника и гордость Ростовского института железнодорожного транспорта. И пропал он где-то в Ухте. Младший брат Володя совсем юным погиб па фронте. «Такой вот печальный итог», говорит Николай Андреевич.
     Арестовывают старшего брата, студента Ростовского железнодорожного института. Последнее его письмо - из депо Усть-Ухты. Дальнейшую судьбу Андрея выяснить не удалось. Арестовали и бывшего комиссара продовольствия, большевика Андрея-Абрама. 20 лет спустя Николай узнал, что отца расстреляли. Младший брат Володя пацаном еще ушел на фронт, где и погиб.
     Способности к рисованию проявились у Коленьки (как все его звали а детстве) довольно рано. Первой его наградой были акварельные краски, подаренные учительницей начальных классов, которая сделала все возможное, чтобы развить талант ученика. Учился он легко. С удовольствием читал. Единственной ценностью, что семья вывезла из станицы, был томик Брокгауза и Эфрона - самая любимая книга - откуда Коленька срисовывал картины известных художников. Школу будущий художник закончил с золотой медалью. Мечтал об училище искусств. Но вышел указ о призыве в армию с IS лет. А так как I8 ему исполнилось 1 мая, то он попал не в училище искусств, а в пулеметное. Был 1940 год. Летом 1941 года учеба закончилась, началась война. Тяжело раненый Николай попал в плен, где его спас немец-врач. Язык Коля знал с детства и был переводчиком в лагере военнопленных. Кто знает, может и жив кто-то, кого Миллер учил с помощью крапивы становиться больным чесоткой? Кому-то это спасло жизнь.
     Вернулся из плена в 1945 году, поступил в Рижскую академию. А в 1948 Г его арестовали, за 5 минут вменив в вину плен. Приговор был суров. 25 лет лагерей плюс 5 лет поражения в правах. И Миллер оказался на з емле Коми. Так на земле Коми появился художник и скульптор Николай Миллер. Заключенные в лагерях получали иногда посылки. Миллеру посылок и писем никто не слал. Сидел он без права переписки и родных своих - мать и сестру нашел лишь через 17 лет. Утром Николаи ходил на общие тяжелые работы - валил лес, строил железную дорогу, копал мерзлую землю. Вечером писал чудные наши северные пейзажи для лагерного начальства. .
      Ночью, прекрасной белой ночью, как будто подаренной ему за все муки Коми краем, истово рисовал самолично обожженным углем и сангиной и кистью из собственных волос на посылочных холстах портреты лагерных своих однобедцев. Вел с ними философские беседы, за что и прозван был Гегелем. За те портреты Миллер не раз бывал наказан, не раз сиживал в карцере. В 1956 году Миллера освободили, судимость сняли. В 1957 году он едет в Ригу, в академию. Увы - поздно, 1 мая ему исполнилось 35 лет. Николай возвращается в Москву, заканчивает институт иностранных языков. Преподает в Технологическом институте. Затем работает художником-оформителем на ВДНХ и в Загорских художественных мастерских, принимает участие в восстановлении церкви в Новой Деревне, где настоятелем был отец Александр Мень. Бережно хранит он около двухсот портретов заключенных, выполненных в сталинских лагерях на оберточной бумаге углем, мелом, сангиной. Пишет воспоминания. Пишет серию работ "Русь златоглавая". В 1988 году его разыскали энтузиасты Московского Мемориала и начинается вторая жизнь рисунков художника Миллера. Он много ездит по Республике Коми, встречается с молодежью, интеллигенцией, бывшими узниками сталинских застенков.
Выставки его особенные: графика мощная, глубокая, выразительная, классически-благородная. Каждый портрет-судьба. Каждый портрет-характер. Надолго запоминаются работы: "Казак", "Пророк", "Полонез Огинского", "Отец Сергий". Живопись в стиле романтического классицизма. С тоишь перед полотном - и, кажется, оно тебя поглощает, окутывает. И вот ты на берегу красавицы Вычегды, или любуешься маками у лагерного барака, или дышишь холодным прозрачным воздухом осени, окруженный чуть пожухлой золотой листвой. Таковы работы : "Вычегда", "Маки", "Осенний пейзаж". Но самое замечательное - это сам художник. Привлекает его талант, обаяние, глубина его философских взглядов, энциклопедическое образование, дар предвидения и великий дар рассказчика. Гегель писал: "Тайна счастья - это возможность выходить за пределы своего "я". В этом был весь Миллер. Земля Коми бережет работы скульптора. В Ижме, Сосногорске, Ухте, Инте, Кулое до сих пор сохранились барельефы и интерьеры домов культуры, депо, техникума железнодорожного транспорта, выполненные талантливыми руками Миллера. Его работы есть в музеях Инты, Ухты, и Москвы. Земля наша подарила ему возможность творить даже в застенках сталинских лагерей. Подарила в осеннюю пору его жизни последнюю любовь, верных друзей: журналиста и поэта В. Демидова, художника Б. Блощинского, доктора И. Тейтельбаума, писателя В. Булычева и признание его как человека, скульптора, художника и философа. Человек вселенной, художник Николай Андреевич-Абрамович Миллер ушел из жизни 12 апреля 1993 года в День космонавтики. Через три дня после его похорон варварски разграбили и сожгли его богатейшую библиотеку и подмосковный дом. Виновников не нашли. Похоронили его в Новой Деревне, у той церкви, что он восстанавливал и где священником служил А.Мень.      

Н.Черепанова М.Никитинская. г. Ухта 1998 год.


©2003 by marisa.


Hosted by uCoz