Биография
Николай Миллер
родился 1 мая 1922 года в станице Алексеевская Тихорецкого района
Краснодарского края в семье мастера-краснодеревщика, немецкого колониста
Андрея-Абрама Миллера и кубанской казачки с красивым певучим именем
Василиса. В тот день станица получила будущего художника и трактор
"Фордзон". В семье уже было четверо детей. Потомок немцев-колонистов.
В 1940 году окончил школу с золотой медалью, мечтал стать художником.
Пришла война. На фронте командовал взводом, попал в плен. Работал
переводчиком в лагере русских военнопленных. Это ему поставили в
вину, когда а 1945-м возвратился на Родину в поступил учиться в
Рижскую академию художеств. В 1948 году забрали: 25 лет лагерей
с поражением в правах. "Кстати, над нашей семьей вообще тяготел
какой-то рок"- рассказывал Николай Андреевич. Первыми ушли в безвестность
два родных брата матери, кубанской казачки. Сгинули дядья. В 1938-м
расстрелян отец — старый большевик, комиссар по снабжению в гражданскую.
Затем забрали старшего брата Андрея, отличника и гордость Ростовского
института железнодорожного транспорта. И пропал он где-то в Ухте.
Младший брат Володя совсем юным погиб па фронте. "Такой вот печальный
итог", говорит Николай Андреевич. Поначалу Миллер, как и большинство
заключенных, был на общих работах; катал тачку, валил лес, строил
бараки. Потом лагерное начальство решило использовать его по специальности
— оформлять новостройки, — писать призывы, плакаты, лозунги, и лепить
барельефы. Но уже-давно и тайно Миллер начал рисовать портреты своих
лагерных однобедцев. Рисунки карандашом, углем, белилами, тушью,
сангиной. На клочках оберточной бумаги, обрывках мешковины — холста
от посылок. Рисовать в зоне тo, что рисовал Миллер, было опасно.
За такое увлечение полагался карцер. Тем не менее, художник выполнил
почти полторы тысячи работ и около двухсот из них ему удалось сберечь.
Рисовать же было трудно еще и потому, что уголь н сангину приходилось
обжигать на костре, а кисти делать из собственного волоса. Картины
отбирали, уничтожали, а понравившимися украшало свои квартиры лагерное
начальство. Ведь Мнллер рисовал помимо портретов н пейзажи. "Барак
в зоне" — так назвал Миллер один из своих этюдов. Ну, кого этим
удивишь? Но удивительно то, что перед бараком цветы — белые, красные,
розовые маки. "В лагере был эстонец, — говорит Николай Андреевич,
— очень любил цветы. Это он их посадил. Лагерь не смог убить наших
воспоминаний о прошлом, хотелось нежности, ласки, любви". В лагере
Миллер носил кличку «Гегель» за склонность к философствованию. Страсть
к размышлениям, самоанализу, любимая работа, когда барак спит, на
дворе белая ночь, и тебе бескорыстно позирует доброволец-натурщик,
он же зек, все это помогало выжить художнику. Хотя были и минуты
отчаяния. "A что я? Мне перевалило за 30... Арестантская жизнь!
Я уже не человек! Но бороться за жизнь буду..." (из письма к другу).
|