Главная Страницы жизни
Рисунки
Портреты
Книга отзывов

Биография

Img8.jpg

      Николай Миллер родился 1 мая 1922 года в станице Алексеевская Тихорецкого района Краснодарского края в семье мастера-краснодеревщика, немецкого колониста Андрея-Абрама Миллера и кубанской казачки с красивым певучим именем Василиса. В тот день станица получила будущего художника и трактор "Фордзон". В семье уже было четверо детей. Потомок немцев-колонистов. В 1940 году окончил школу с золотой медалью, мечтал стать художником.
    Пришла война. На фронте командовал взводом, попал в плен. Работал переводчиком в лагере русских военнопленных. Это ему поставили в вину, когда а 1945-м возвратился на Родину в поступил учиться в Рижскую академию художеств.
   В 1948 году забрали: 25 лет лагерей с поражением в правах.
    "Кстати, над нашей семьей вообще тяготел какой-то рок"- рассказывал Николай Андреевич. Первыми ушли в безвестность два родных брата матери, кубанской казачки. Сгинули дядья. В 1938-м расстрелян отец — старый большевик, комиссар по снабжению в гражданскую. Затем забрали старшего брата Андрея, отличника и гордость Ростовского института железнодорожного транспорта. И пропал он где-то в Ухте. Младший брат Володя совсем юным погиб па фронте. "Такой вот печальный итог", говорит Николай Андреевич.
   Поначалу Миллер, как и большинство заключенных, был на общих работах; катал тачку, валил лес, строил бараки. Потом лагерное начальство решило использовать его по специальности — оформлять новостройки, — писать призывы, плакаты, лозунги, и лепить барельефы.
    Но уже-давно и тайно Миллер начал рисовать портреты своих лагерных однобедцев. Рисунки карандашом, углем, белилами, тушью, сангиной. На клочках оберточной бумаги, обрывках мешковины — холста от посылок. Рисовать в зоне тo, что рисовал Миллер, было опасно. За такое увлечение полагался карцер. Тем не менее, художник выполнил почти полторы тысячи работ и около двухсот из них ему удалось сберечь. Рисовать же было трудно еще и потому, что уголь н сангину приходилось обжигать на костре, а кисти делать из собственного волоса. Картины отбирали, уничтожали, а понравившимися украшало свои квартиры лагерное начальство. Ведь Мнллер рисовал помимо портретов н пейзажи.
   "Барак в зоне" — так назвал Миллер один из своих этюдов. Ну, кого этим удивишь? Но удивительно то, что перед бараком цветы — белые, красные, розовые маки. "В лагере был эстонец, — говорит Николай Андреевич, — очень любил цветы. Это он их посадил. Лагерь не смог убить наших воспоминаний о прошлом, хотелось нежности, ласки, любви". В лагере Миллер носил кличку «Гегель» за склонность к философствованию. Страсть к размышлениям, самоанализу, любимая работа, когда барак спит, на дворе белая ночь, и тебе бескорыстно позирует доброволец-натурщик, он же зек, все это помогало выжить художнику. Хотя были и минуты отчаяния. "A что я? Мне перевалило за 30... Арестантская жизнь! Я уже не человек! Но бороться за жизнь буду..." (из письма к другу).

©2003 by marisa.


Hosted by uCoz